Как определяется размер платы за коммунальные услугu

  • 1 Сентябрь 2011 г.

Структура платы за коммунальные услуги определена в статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Перечень коммунальных услуг определен в Жилищном кодексе РФ и является исчерпывающим. В него включены холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307.

Необходимо отметить, что понятия «тариф за коммунальные услуги (ресурсы)», оказываемые (поставляемые) организациями коммунального комплекса потребителям, и «плата за коммунальные услуги», предъявляемая гражданам исполнителем коммунальных услуг, не являются тождественными.

Размер платы за каждую коммунальную услугу рассчитывается исполнителем исходя из утвержденного в порядке, определяемом действующим законодательством, тарифа на товары и услуги ресурсоснабжающей организации и объемов потребления данной услуги, определяемых посредством приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.

Полномочия по контролю за правильностью и обоснованностью нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции в РФ, утверждённым постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 № 1086, отнесены к компетенции органов государственной жилищной инспекции в субъектах РФ.

Кроме того, в отдельных случаях размер платы за коммунальные услуги может быть скорректирован ввиду наличия (ликвидации) бюджетных дотаций организациям коммунального комплекса или субсидий (льгот), предоставляемых из бюджетов различных уровней гражданам на оплату коммунальных услуг.

Так, в случае отсутствия приборов учёта размер платежа за отопление рассчитывается исходя из площади занимаемого жилого помещения, нормативов потребления услуги по отоплению, тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством РФ для соответствующей теплоснабжающей организации.

Размер платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение определяется исходя из количества человек, проживающих (зарегистрированных) в помещении, норматива потребления данного вида услуги и тарифа, установленного на данный вид коммунальных услуг.

Плата за газ рассчитывается исходя из общей площади помещения, количества человек, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении, нормативов потребления газа на отопление жилых помещений, на приготовление пищи и на подогрев воды в отсутствие системы централизованного горячего водоснабжения, и тарифов на газ, установленных в соответствии с законодательством РФ.

Размер платы за ресурсы периодически (раз в год или раз в квартал) корректируется исполнителем.

При оборудовании помещения приборами учёта норматив потребления коммунальных услуг при расчёте заменяется на фактически потреблённый объём ресурса.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В соответствии с жилищным законодательством изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.

При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, изменение размера платы граждан за коммунальные услуги зависит не только от уровня установленных тарифов, но и от объема потребления коммунальных услуг (в том числе норматива потребления услуг), а также от изменения доли оплаты населением коммунальных услуг с учетом предоставляемых им субсидий и льгот. 

Источники:

  1. БРОШЮРА «ТАРИФЫ НА УСЛУГИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ». Брошюра подготовлена Общественным советом при Федеральной службе по тарифам при поддержке органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и Ассоциации ТСЖ и ЖСК, Национального объединения саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью (НОСО УН). Март 2011 г.

Контакты:

email: info@oskolrac.ru

телефон: +7 4725 463038

адрес: 309512 г. Старый Оскол, м-н Жукова, д. 48